К данному типу инструментов относятся те, где источник звука – это акустический излучатель, который возбуждается электрическими колебаниями частоты звука. Путем воздействия музыканта на усилители и генераторы, меняется амплитуда и частота электрических колебаний, вследствие чего изменяется громкость и частота звучания. Так называемые адаптеризованные электромузыкальные инструменты – это особая разновидность инструментов, где механические колебания струны при помощи адаптеров преобразуются в электрические колебания.
Выделяют две разновидности: электромузыкальные инструменты со свободной интонацией (дают возможность извлекать по высоте любой звук в пределах диапазона, например, гитара Hohner HC-06) и фиксированной интонацией (имеют изначально настроенный набор генераторов).
Главное, что отличает электромузыкальный инструмент от всех других видов инструментов — это возможность конструктора задавать своему инструменту совершенно любые характеристики тембра звука, тонкую регулировку каждого отдельного звука по громкости, количество голосов, разновидность техники исполнения.
Первые данные о применении для получения колебаний звука электромеханических генераторов датируются серединой XIX века. В это время профессором Т. Кахиллом был построен орган (телармониум), посредством которого он передавал исполняемую музыку абонентам Нью-Йоркской телефонной сети. Главный толчок для своего дальнейшего развития электромузыкальные инструменты получили после изобретения электронных ламп.
Уже в тридцатые годы появились адаптеризованные электромузыкальные инструменты (скрипка), а также клавишные инструменты (рояль).
Сегодня электромузыкальные инструменты применяются композиторами для получения всевозможных эффектов. Нашли широкое применение эти инструменты и в эстрадных ансамблях.