Хоть этот инструмент и считается исконно русским, причем довольно старинным, но, как ни странно, упоминаний о нем в летописях довольно мало, что подвергает сомнению эту мысль. К примеру, только во времена Петра Великого начинает встречаться название этого инструмента в летописях и хрониках. Это может объясняться тем, что название – «балалайка» (так же его называли «балабайка») было использовано позднее, но уже существовал очень похожий инструмент – домра. Правда, в середине 20 века было выдвинуто предположение, что домра не является прародителем балалайки, что эти два инструмента существовали рядом.
Просто балалайка оказалась более жизнестойкой, так как использовалась простым народом, а на домре играли профессиональные музыканты того времени – скоморохи. Сегодняшний музыкант очень удивится, узнав о том, что в старинных балалайках было всего лишь две струны, корпус – намного уже сегодняшнего, а гриф был в 4 раза длиннее корпуса!
Начиная с 18 века, балалайка становится очень популярным, полюбившимся народом инструментом, возможно, именно поэтому ей ошибочно приписывают славянское более древнее происхождение. Уже через сто лет, в 19 веке, игрой на балалайке не брезговали и профессиональные музыканты Лавров, Хандошкин, Яблочкин, но недолго продлился этот новый расцвет балалайки, так как появившаяся гармоника вытеснила этот инструмент. И только благодаря стараниям музыканта Василия Андреева, балалайка опять зазвучала.
И зазвучала по новому, ведь Андреев, вместе с такими инструментальными мастерами как Пасербский, Налимов и Иванов усовершенствовал ее. Также ими было сконструировано несколько новых балалаек разных размеров, по образцу смычкового квартета. Сегодня эволюция балалайки достигла своего апогея, ведь специально для этого инструмента создаются симфонии, сонаты и другие произведения крупной формы.