Музыка ранних антигригорианских течений

23 апреля, 2012
0

Музыка ранних антигригорианских теченийУже в раннем средневековье появляются многочисленные школы церковного профессионального пения. Как  правило, эти школы были связаны с монастырями, и располагались в их стенах. Многие монастыри к тому времени оставались чуть ли не единственными центрами культуры в окружающей Европе. Частично они продолжали сохранять основы античной культуры, насколько это было возможно в рамках христианской церкви. В монастырях сохранялась письменность, отсюда выходили почти все ученые и юристы. Отсюда же выходили и певцы-профессионалы. Особенно прославился монастырь Сен-галл в Аллемании. Здесь уже к 10 веку образовалась своя музыкальная школа. Для местных певцов, далеких территориально и культурно от Рима, был сложен и непонятен латинский язык григорианского хорала, мелизматические мелодии, долгие  распевы alleluja . Певцы — монахи начали вырабатывать новые виды церковного пения, положив начало антигрегорианскому течению в церковной музыке.

Сен – галльские певцы занимались церковной музыкой, но уже не только на латинском языке, ряд произведений исполняем на народном языке. Духовные драмы и духовные стихи были связаны со светскими событиями. Игра на музыкальных инструментах без пения впервые в средневековой Европе появляется именно здесь.

Наиболее ранними известными деятелями антигрегорианского течения в церковной музыке были монахи именно Сен – Галльского монастыря, Ноткер Заика (умер в 912 г.), и Тотило (умер в 915 г.).

Ноткер Заика, монах – бенедиктинец Сен – Галльского монастыря, композитор, поэт, историк и богослов. Был в монастыре учителем и библиотекарем. Он первым начал подставлять сочиненные им стихи в вокализы alleluja, по слогу на звук. Там, где не хватало звуков, развивал мелодии. Такие стихи получили название секвенции. Позднее, в 16 веке он был причислен Католической церковью к лику блаженных.

Тотило был известен как автор троп — вводных фраз в канонизированный текст грегорианского хорала. Тропирование, или «украшение» хорала осуществлялось путем вставления троп между строфами хорала, а также соответствующими мелодическими добавлениями. У Тотило встречаются даже тропы – диалоги, что показывает уже достаточно серьезный уровень развития жанра.

Жанр секвенций развивался и во Франции, где они стали называться прозой (pro sa – pros equentia). Практически одновременно с Сен-галльским монастырем, стали развивать прозу монахи из Лиможа. Наиболее известными авторами в 11 веке были Генрих, Випо, Берно фон-дер-Рейхенау, все монахи. В 12 – 13 веках были известны Адам де-сен-Виктор, Пьер Корбейль, Джакопоне да Тодди, Фома Челано, Фома Аквинский.

Позднее, в 14 веке, на Тридентском соборе было запрещено исполнять в церквях секвенции и тропы, за исключением 5 самых популярных секвенций.

О музыке антигригорианского движения много написано в немецкой литературе, чтобы выполнить перевод с немецкого в Москве, стоит обратиться за помощью в компанию masterperevoda.ru, которая качественно переведет текст любой сложности.

Рубрика: История музыки

Интересное