Чувственный пульс, низкий шаг с тщательно вымеренными приседаниями, тяжелая, почти угрожающая сила движения бедер – это великолепная румба. Для современного зрителя, а тем более для человека 30-х румба – воплощение эротизма. Однако такое восприятие весьма далеко от истины. Изначально это свадебный танец, привезенный кубинцами на американские земли. И большинство экзотических фигур воспроизводят обыденные хозяйственные хлопоты будущей жены.
Румба, как и все латиноамериканские танцы, входила в жизнь западного человека постепенно. Кажущаяся откровенность отпугивала средние слои общества. С 1933 г, когда она впервые была исполнена на американских подмостках, и до начала 40-х, когда танец дошел до Европы, румба оставалась на заднем плане, считаясь пригодной для кабаре и кино, но никак не для белого человека, вхожего в приличные дома. Ситуация несколько изменилась, когда возникла американская или квадратная румба – упрощенный вариант первоначальной. Сохранился шаг с запаздывающим переносом веса, едва заметное приседание с последующим выпрямлением колена, «кубинское» движение бедер. Однако вместо вольного перемещения по данцполу партнеры ходят по заданному квадрату, периодически меняя направление. Но надо заметить, что и кубинский танец, входящий в латиноамериканскую программу олимпийских игр, существенно изменился после европейской обработки. Прямая спина, изящные, плавные взлеты рук – это влияние европейской сцены.
Классической мелодией для румбы считается «Guantanamera» ЖозеитоФернандеса. Именно она, сочетающая целый ряд шумных и ударных, стала своеобразным эталоном, передающим атмосферу тропической ночи и откровенной встречи на коралловом песке океанического пляжа. Румба исполняется с медленном или среднем темпе, с чередованием плавных и энергичных движений в темпе 26-28 тактов в минуту (104-112 ударов).