В возрасте шести лет Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку. К четырнадцати годам он играл сонаты Бетховена и Моцарта и долгие часы импровизировал на фортепиано. В течение всей жизни он был страстным скрипачом. Вполне вероятно, что могучий интеллект ученого является результатом любви к классической музыке.
Современная молодежь проводит много времени в ночных клубах, которые они считают лучшим местом для отдыха после учебы или работы. Только ощущение притока новых сил и энергии, ясности мышления от такого отдыха не наблюдается.
Мало кто знает, что электронную музыку современности, впрочем, как и рок, психологи отнесли к агрессивным не медикаментозным наркотическим средствам. А ведь помимо периодического посещения клубов, многие сами занимаются тяжелой музыкой, проходят обучение игре на бас гитаре или другом «шумном» инструменте, вроде тарелок и ударных, увеличивая, таким образом, нагрузку на слух.
Однако музыка влияет на мозг человека не только негативно. В мире проведено множество тестов, исследований и экспериментов на тему влияния музыки на процесс обучения. Конечно, речь идет о ненавязчивой, легкой к восприятию, классической музыке.
В Калифорнийском университете, в центре нейробиологии, ученые попытались определить уровень интеллектуального развития студентов из 36 колледжей. После проведения теста в течение десяти минут студенты слушали сонату Моцарта (для двух фортепиано до мажор к.488). Сразу после прослушивания тестирование повторили, результаты показали увеличение уровня IQ на 8-9 баллов. Но уже через пятнадцать минут показатели вновь вернулись на уровень первого теста.
Этот факт не доказывает устойчивого положительного влияния на интеллект, но позволяет ученым предполагать, что классическая музыка стала причиной временного повышения уровня IQ. Есть предположение, что сложная музыка питает отделы мозга, ответственные за абстрактное мышление, то есть за те отделы, которые не имеют прямого отношения к восприятию мелодий и звуков в частности. Это мнение высказал Гордон Шоу – один из исследователей феноменального воздействия музыки на человеческий мозг.
Влияние музыки на процесс обучения исследовали американские ученые Линн Купер и Милтон Эриксон. Они выяснили, что у людей после прослушивания звуков метронома в ритме 60 ударов в минуту наступает состояние, идеальное для запоминания фактов и обучения в целом. Практически одновременно с этим открытием, психолог Георгий Лозанов и доктор Алеко Новаков в Болгарии сделали аналогичный вывод, только они использовали медленную музыку барокко с ритмом 60-64 такта в минуту.
Эти открытия привели к разработке нового метода запоминания информации, например иностранных слов. Согласно этому методу, фразы на иностранном языке включены в запись музыки с интервалом в 4 секунды, тогда как в ритме музыки барокко 60 тактов в минуту. Студенты во время применения этого метода запоминали от 60 до 400 иностранных слов в день.
Ученые из Айовы проверив предложенный метод, добились значительных успехов – на фоне музыки барокко у студентов наблюдался рост способности запоминания на 26%.
В науке есть еще одно подтверждение положительного влияния музыки на мозг человека. Алфред Томатис из французской академии медицинских наук считал, что в электроподзарядке мозга важную роль играют уши. Когда ослабевает электрический потенциал мозга, человек испытывает усталость. Так вот одним из способов «подзарядки» является прослушивание высокочастотных звуков (от 5000 до 8000 Гц). При этом сенсорные клетки внутреннего уха вибрируют, что действует как своего рода генератор мозга.
Анализ, который проводил Томатис течение многих лет, привел ученого к выводу, что наибольшее число звуков необходимого частотного диапазона содержит музыка Моцарта. К слову, тяжелый рок содержит наименьшее число этих звуков. Уроки джазового вокала в этом контексте были бы гораздо полезнее для представителей современной молодежи.